От пионеров до восходящих звезд, женщины в автоспорте всегда бросали вызов ожиданиям, доказывая свое мастерство, скорость и решимость. Когда-то обремененные устаревшими стереотипами, теперь мы соревнуемся на трассе, руководим гоночными стратегиями и формируем спорт в руководящих ролях — значительный шаг вперед.
Мы все можем согласиться, что это фантастический шаг в правильном направлении, но, несмотря на неоспоримые успехи в направлении равенства, автоспорт по-прежнему остается мужским. По состоянию на 2022 год женщины составляли всего 2% гонщиков, имеющих лицензию FIA — отрезвляющая статистика, которая напоминает нам о барьерах, которые все еще существуют.
В ознаменование Международного женского дня Анджела Бан, менеджер по маркетингу частного поставщика номерных знаков Regtransfers, более подробно рассматривает прогресс и препятствия, с которыми сталкиваются женщины в автоспорте сегодня.
Век прогресса
В начале 1900-х годов Камилла дю Гаст стала одной из первых женщин-гонщиц, участвовавших в гонке Париж-Мадрид 1903 года — настолько опасном мероприятии, что его остановили до завершения. В то время, когда женщины должны были оставаться в стороне, она доказала, что у нас есть место на стартовой решетке. Десятилетия спустя Мария Тереза де Филиппис разрушила еще один барьер, став первой женщиной, участвовавшей в гонках Формулы-1 в 1958 году. Ее присутствие на стартовой решетке доказало, что женщины обладают навыками, позволяющими им соревноваться на самом высоком уровне автоспорта — послание, которое все еще актуально сегодня.
Хотя ни одна женщина не участвовала в гонках Формулы-1 с 1970-х годов, женщины-гонщицы добиваются успехов в ключевых сериях. София Флёрш участвовала в гонках FIA Formula 3 и гонках на выносливость, а Марта Гарсия стала первым чемпионом Академии Формулы-1, завоевав место в региональном чемпионате Европы Формулы. Их успех свидетельствует о движении к большему представительству женщин в элитных гонках.
Это шаги в правильном направлении, но пробиться в Формулу 1 остается серьезной проблемой для женщин. Проблема никогда не была связана с талантом, а с финансовыми барьерами, ограниченным спонсорством и отсутствием структурированных путей развития, на которые мужчины-гонщики полагались десятилетиями.
Высокие скорости, высокие затраты
Стоимость продвижения по юниорским гоночным категориям на одноместных автомобилях, если можно так выразиться, поразительна.
FIA Formula 2 — этап перед Formula 1 — может потребовать бюджетов до €2 млн за сезон. FIA Formula 3, уровень ниже, обычно стоит около €1,2 млн, в то время как FIA Formula 4, серия начального уровня, стоит от €120 000 до €300 000 за сезон. Эти расходы (часто покрываемые за счет личных спонсоров или семейного богатства) вызывают серьезные опасения по поводу доступности, затрудняя продвижение талантливых гонщиков без существенной финансовой поддержки.
F1 Academy снижает финансовые барьеры, покрывая €150 000 бюджета каждого гонщика, а остальное покрывают команды. Это делает его более доступным маршрутом для женщин-гонщиц, но это все еще нелегкая задача.
Даже с такими инициативами получение спонсорства все еще остается тяжелой битвой. Многие инвесторы колеблются, ссылаясь на опасения по поводу коммерческой жизнеспособности, меньшего освещения в СМИ и отсутствия исторических прецедентов женского успеха на самых высоких уровнях. Это создает цикл, в котором все меньше женщин достигают гонок высшего уровня, укрепляя убеждение, что женщины-гонщики не являются коммерчески жизнеспособными. На самом деле, нам просто не дали тех же возможностей.
Если автоспорт не перейдет к более справедливой модели спонсорства, многие талантливые женщины-гонщицы по-прежнему будут отстранены от участия в элитных гонках. К счастью, увеличение инвестиций таких брендов, как Tata Communications, PUMA и DHL, в инициативы в области автоспорта, ориентированные на женщин, показывает, что корпоративная поддержка может изменить ситуацию. Расширение этих инвестиций, наряду с более сильным финансированием на низовом уровне, может стать ключом к разрыву цикла и обеспечению того, чтобы талант, а не финансовые привилегии, определяли успех на трассе.
Игроки с большим потенциалом
Конечно, когда мы говорим о женщинах в автоспорте, мы имеем в виду не только соперниц. Многие из нас формируют отрасль изнутри, занимая руководящие должности, занимаясь инжинирингом и стратегией.
Такие женщины, как Сьюзи Вольф, Клэр Уильямс и Мониша Кальтенборн, возглавляли команды и формировали стратегию автоспорта, доказывая, что лидерство не ограничивается полом. Вольф сыграла важную роль в развитии женского таланта, в то время как Уильямс возглавляла одну из самых исторических команд Формулы-1, принимая ключевые решения в одной из самых напряженных ролей в этом виде спорта. Кальтенборн стала первым руководителем женской команды Формулы-1, когда она возглавляла команду Sauber F1 с 2012 по 2017 год.
Тем временем Лина Гейд, первая женщина-гоночный инженер, выигравшая 24 часа Ле-Мана, изменила представления о возможностях гонок на выносливость, доказав, что инженерный опыт не ограничивается полом.
Совсем недавно такие женщины, как Ханна Шмитц, главный инженер по стратегии Red Bull Racing, и Лора Вонтроп Клаузер, менеджер программы спортивных автомобилей GM Racing, внесли свой вклад в стратегию и инновации. Шмитц была в центре победных гонок Red Bull, в то время как Клаузер помогла сформировать будущее гонок на выносливость.
Совместный успех этих женщин подтверждает растущее влияние, которое мы оказываем в автоспорте за пределами водительского места.
Взгляд в будущее
Что ждет женщин в автогонках дальше?
Академия Формулы-1 набирает обороты, все 10 команд Формулы-1 теперь поддерживают гонщиков, а серия официально присоединяется к календарю Формулы-1. Этот сдвиг дает молодым гонщицам больше возможностей для рекламы, финансирования и более понятного пути к вершине.
Помимо этого, смешанный гендерный формат Extreme E не только выдвинул гонщиц в центр внимания, но и предоставил им ценный опыт рядом с элитными гонщиками-мужчинами. Такие участницы, как Кристина Гутьеррес и Микаэла Олин-Коттулински, использовали серию в качестве трамплина для других гоночных дисциплин высокого уровня, доказав, что равное представительство ведет к реальному карьерному росту.
В то же время, все больше усилий прилагается, чтобы привлечь больше женщин в серию F1 feeder. Без представительства в FIA Formula 2 и Formula 3 — ключевых ступенях к F1 — настоящая интеграция остается недостижимой.
Но давайте будем честны — впереди еще долгий путь. Деньги остаются одним из самых больших препятствий. Спонсорство и финансовая поддержка в подавляющем большинстве благоприятствуют водителям-мужчинам, оставляя многих талантливых женщин без ресурсов для развития. Без крупных спонсоров, активно инвестирующих в женский талант, даже самые опытные водители с трудом достигают вершины.
Помимо финансовых барьеров, культура автоспорта должна развиваться. Привлечение большего количества женщин на стартовую решетку начинается с реальных инвестиций в таланты с самого начала — поддержки молодых гонщиц от картинга низового уровня до серии F1. Это многообещающе, но для реальных изменений требуется больше, чем просто возможность; спорт должен гарантировать, что у женщин есть финансирование, наставничество и пути развития, необходимые для достижения успеха на самых высоких уровнях.
Заключительные мысли
От женщин, изменивших мир и впервые вышедших на трассу, до инженеров и стратегов, формирующих будущее гонок, мы продолжаем двигать автоспорт вперед. Но настоящее равенство в автоспорте не придет от одного лишь признания — оно требует ощутимых инвестиций, структурных реформ и непоколебимой приверженности со стороны команд, спонсоров и руководящих органов.
Реальные изменения происходят, когда успех определяется талантом, а не полом. Наблюдение за женщинами-гонщицами, отстаивание лучших инвестиций и оспаривание устаревших норм — это важные шаги на пути к более равноправному будущему автоспорта. Прогресс не произойдет сам по себе — он зависит от всех нас, чтобы стремиться к нему.